Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна художников"
[ Скачать с сервера (903.5 Kb) ] 23.08.2019, 15:02

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования в учреждениях дополнительного образования. Одним из главных направлений в художественной деятельности детей является изобразительное искусство. Оно раскрывает перед обучающимися мир прекрасного, воздействует на их чувства. Занятия изобразительным искусством формируют тонкий художественный вкус, помогают прочувствовать прелесть естественных форм, линий, красок, развивают наблюдательность, фантазию, которых у современного ребенка недостаточно.

В настоящее время в дополнительном образовании не существует типовой программы обучения изобразительному искусству. Первый вариант программы разработан 2000 г. В 2016 году была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Страна художников» имеющая статус многоуровневой: базовый (1-5 года обучения) и продвинутый (6-8 года обучения) художественной направленности. В 2017,2018 гг. программа обновлена.

Базой для составления программы послужили программы В.С. Кузина, С.Е. Игнатьева и Л.С. Нерсисяна «Рисунок», «Основы живописи», «Живопись», программа изостудии «Юный художник» Л. Жежеря, программа творческого объединения «Музей своими руками» Д.И. Болотина г. Москва, авторская программа «Магия песка» Мандрыгина С.Н., программа обучения детей рисованию песочных картин в технике Sand Art «Мир песочных фантазий» Тупичкина Е.А., личный опыт педагога дополнительного образования.

Данная программа способствует приобщению детей к удивительному миру изобразительного искусства, формирует и развивает художественный вкус, образное мышление, чувства цвета, ритма, учит выражать себя в творчестве, присваивает обучающимся общечеловеческие ценности и культурные нормы, содержащиеся в художественных образах изобразительного искусства.

Известно, какую роль в жизни ребёнка занимает творчество. Художник-педагог П.П.Чистяков писал «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Занятия изобразительным искусством имеют большее значение для умственного развития детей. Умственное развитие определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К.Д.Ушинский, «дети … мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». [7; с.5]

Рисование, по мнению К.Д.Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. [7; с.5] Данные положения легли в основу работы педагога.

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате наполнения, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире (что создаёт положительный эмоциональный настрой). Развивает фантазию и воображение, даёт возможность закрепить знание о форме и цвете. Однако происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны педагога, который может позволить ребёнку рисовать всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок, писал В.Н.Сухомлинский. [23; с.4] Практика подтвердила эти справедливые слова. Детский рисунок всегда привлекал педагогов и психологов. И это не случайно, ибо по нему можно определить психологическое состояния обучающегося, его умственное развитие, данные имеющихся у него знаний.

Новизна программы «Страна художников» заключается в том, что знания по теории изобразительного искусства обучающиеся получают в контексте практического применения изученных понятий, это предоставляет возможность детям изучать теоретические вопросы в их деятельностно-практическом аспекте. Благодаря такому обучению дети с легкостью усваивают новые знания и умения, на основе которых развивают свои творческие способности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Страна художников» является весьма актуальной, так как в сложном противоречивом современном мире способствует формированию духовного мира ребенка, самореализации обучающегося в изобразительной деятельности, помогает сделать профессиональный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях. Эта программа позволяет каждому ребенку стать автором уникальных произведений, расширяя интерес к изобразительному искусству.

Поскольку Тульский регион является культурным центром, возрастает потребность и в разнообразии детских творческих объединений дополнительного образования. Расположение учреждения дополнительного образования на границе двух больших микрорайонов позволяет ему расширить спектр дополнительных общеразвивающих программ с целью удовлетворения запросов населения.

Согласно педагогическому мониторингу, проведенному среди родителей, выявлена актуальность их запросов на реализацию данной программы: у 100% респондентов оправдались ожидания по предоставлению дополнительных образовательных услуг по данной программе. Проанализированы интересы детей: 67 %; отметили, что программа предоставляет возможность научиться чему-то новому, 70 % указали на возможность творческого самовыражения, 48 % – на творческое развитие, 14 % – иное.

Научно-педагогические исследования, систематически проводимые педагогом дополнительного образования, показывают динамику роста творческого, личностного потенциала обучающихся по сравнению с предыдущими учебными годами.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительного искусства, способствуют повышению мотивации обучающихся к достижению лучшего образовательного результата, к разработке индивидуального творческого проекта.

Программа ценна своей практической значимостью. Юные художники могут показать свои способности и проявить талант в ежегодно проводимых конкурсах, выставках различного уровня.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, своего личностного отношения к познаваемому происходит через богатство красок, образов, линий и др.

Благодаря занятиям в детском объединении «Изостудия «Цвета радуги», обучающиеся приобретают не только умения владеть техникой акварельными, гуашевыми красками и графическими материалами, навыки рисования с натуры, по памяти, воображению, рациональному строению, анализу и корректировки самостоятельной творческой деятельности, развивают фантазию, зрительно-образную память, творческие способности, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной, творческой деятельности, но и формируют общую культуру, расширяют визуальный опыт.

Отличительными особенностями программы являются следующие: программа соединяет рисунок, живопись, композицию, основы музейного дела.

Основными разделами программы являются: «Основы рисунка» или «Рисунок», «Основы живописи» или «Живопись», «Основы композиции» или «Композиция», «Мы и музей», «Мир песочной фантазии».

В содержание разделов «Основы рисунка», «Рисунок» входит создание графических композиций на темы окружающей жизни (на первом этапе), рисование с натуры, по памяти и воображению различных предметов и явлений окружающего мира (на остальных этапах), беседы об изобразительном искусстве, а также изучение форм, пропорций, построения предметов быта, животных, деревьев, человека. Ведь рисунок – это своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство.

На занятиях живописью обучающиеся выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также пастелью и цветными мелками. Внимание уделяется теоретическим основам живописи (цветовой тон, колорит и т.п.), методам работы акварелью и гуашью, способам передачи пространства, объема, цветовой окраски предметов, которые сообщаются не в виде лекций, а непосредственно в процессе творческой работы.

Разделы «Основы композиции», «Композиция» знакомят с композиционным расположением предметов на листе, абстрактной и тематической композициями. Круг тем предлагается самый разнообразный: семья, животные, летние и зимние развлечения, времена года, иллюстрации к произведениям поэтов и писателей и т.д. С 4 года обучения тематика выполнения работ определяется обучающимся самостоятельно. Во время выполнения композиций демонстрируются репродукции с произведениями художников на темы, аналогичные темам детских рисунков.

«Мы и музеи» - учит детей смотреть и ценить картины, дает представление о музее как об особой культурной среде, сокровищнице искусства. Обучающиеся посещают экспозиции музеев, выставочных залов г. Тулы, знакомятся с тульскими художниками, основами музейного дела.

«Мир песочной фантазии» - знакомит детей с аппликацией из цветного песка, способами рисования на световом столе, развивая тактильные ощущения, полушарии головного мозга, фантазию, воображение. Данный раздел введен по программе с 4 года обучения.

На каждом году обучения предполагается повторение и закрепление ране пройденного материала по основным разделам программы.

Содержание программы отличается доступностью, посильностью и преемственностью по всем годам обучения. От выполнения работ по образцу с элементами творчества к самостоятельной творческой работе – таков путь каждого обучающегося объединения.

Каждый год обучения по программе «Страна художников» - своеобразный этап не только освоения обучающимися теоретических и практических основ изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребенка, его творческих способностей.

Все это дает ребенку возможность войти в мир мирового изобразительного искусства, постичь его основы, законы, развить детскую художественную одаренность.

В календарном тематическом графике по годам обучения темы чередуются между собой.

В 2019 году внесены изменения в содержание программы, пересмотрены материальные затраты на оборудование помещения и обеспечение образовательного процесса.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 16 лет. На первый год обучения зачисляются дети, которые прошли обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисточка» стартового уровня, кроме того могут зачисляться дети, имеющие способности к изобразительному творчеству. Добор обучающихся на 2 по 6 годы обучения проводятся в формах просмотра творческих работ и беседы с ребенком.

Программа разработана на 8 лет, в ней учитываются особенности психофизиологического развития обучающихся разных возрастных групп.

Психофизиологические характеристики обучающегося различных возрастных групп (психические и психологические новообразование, память, мышление, внимание, воображение, учебная деятельность, речь и др.) показывают, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение обучающимися умений и навыков как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования художественной культуры в частности. Каждый возрастной этап характеризуются специфической направленностью личности, сопровождается изменением форм общения, воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностью созревания организма. Обучающиеся имеют уровни развития познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, эмоционально-потребностной сфер в соответствии с уровнем личностного развития.

Обучаясь по базовому уровню программы, обучающиеся должны обладать творческими способностями, фантазией, воображением; чувством ответственности, способностью к саморазвитию, личностному самоопределению, целеустремленностью, могут свободно общаться с детьми и педагогом, быть способными к сотрудничеству, внимательностью, усидчивостью, наблюдательностью, старательностью и дисциплинированностью.

Дети 7-10 лет - это младший школьный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это время, когда ребенок начинает приобщаться к природе, обществу, человеческим ценностям. И очень важно именно в этом возрасте вызвать желание познания прекрасного, в частности, изобразительного искусства. Для данного возраста данная программа (1-3 год обучения) помогает прикоснуться к «волшебным» краскам и карандашу, познать секреты художника и почувствовать себя творцом. Дети в это время осваивают первичные навыки техники рисования разнообразным изобразительным материалом, что способствует развитию способности ребенка выразить свое отношение к окружающему, свои впечатления, что, в конечном итоге, позволит обучающимся создавать полноценный художественный образ и результат творческого труда. Основное внимание в этом возрасте уделяется композиционным навыкам. Детьми младшего школьного возраста Композиция воспринимается как создание творческого рисунка, это своего рода площадка для самовыражения. Так, на занятиях дети смогут попробовать себя в роли пейзажиста, иллюстратора, или изобразить сюжеты любимых сказок, и даже придумать фантастическую картинку.

В подростковый период (11-13 лет) внутренний мир ребенка приобретает повышенную чувственность. У ребенка часто меняется настроение, меняются интересы, идеалы, в то же время, он начинает осознавать свою уникальность и неповторимость. В этом возрасте для подростка особое значение имеет самовыражение. Именно в это время необходимо подержать ребенка, например, привлечь к чему-то интересному и важному, чтобы подросток смог реализовать себя. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. С 11 лет детям вполне доступен язык изобразительной грамоты. Работа с натуры – основной вид занятий, которые предлагает для детей данная программа. Дети узнают о возможностях графических и живописных изобразительных материалов. Обучаясь по программе на 4-5 годах обучения дети получат навыки освоения изобразительной грамоты: в области Рисунка: – графические средства выразительности (линия, пятно, штрих, тон); – методы конструктивного анализа формы предметов (способ визирования, перспектива, тональные отношения); в области Живописи: – живописные средства выразительности (пятно, мазок, цвет); – передача цветовой среды, неглубокого пространства (цветотоновые отношения, оттенки цвета, колорит); в области Композиции: – организация листа; – основные законы и правила композиции (единство, равновесие, ритм, выделение главного, симметрия/асимметрия). Осваивая это ребенок сможет грамотно изображать предметы окружающего мира, передавать сюжет, отражать свое отношение к изображаемому, выражать в рисунке чувства, эмоции.

При успешном завершении базового уровня, по итогам результатов промежуточной аттестации в форме викторины, творческой работы и мониторинга уровня обученности и личностного развития предполагается переход обучающихся на продвинутый уровень.

В возрасте 13-16 лет обучающийся через искусство познает мир во всем многообразии его проявления, учится видеть, замечать, выражать свое отношение. И что бы достичь этого познания, человек должен пробудить в себе определенные чувства, эмоции, развить образное мышление и воображение. Этого можно достичь, изучая основы изобразительной грамоты, которая включает в себя академическое рисование и живопись с натуры и по воображению (композиция). Для таких обучающихся в программе заложено: постижение основ академического рисунка и живописи (работа с натуры); знакомство с основными живописными техниками акварели и гуаши; творческие работы с законами и правилами композиции (6-8 года обучения).

При работе по программе на каждого обучающегося формируется Портфолио (папка достижений), куда вкладываются: первый рисунок и последние работы каждого года обучения, работы, представленные на конкурсы и выставки различного уровня, копии грамот, дипломов, результаты тестов, викторин, кроссвордов, что позволяет проследить творческий рост каждого ребенка.

Группы формируются по возрастному принципу: 1 год - 7-8 лет, 2 год - 8-9 лет и т.д. Количество обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Страна художников» соответствует локальному нормативному акту ГОУ ДО ТО «ЦДОД». Группы обучающихся первого года обучения формируются из 15 человек. Группа второй год обучения состоит не менее чем из 12 человек, третьего года - не менее 10, на четвертый и последующие года обучения - не менее 8 человек.

Объем программы - 1152 учебных часа.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом, которое нацелено на совершенствование практических навыков. Групповой метод обучения способствует созданию соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность обучающихся. Это позволяет обучающимся развить познавательные способности, умения эффективно взаимодействовать в группе, способствует самораскрытию ребенка своих потенциальных возможностей.

Кроме того, программа может предусматривать обучение по индивидуальному образовательному маршруту с талантливыми и одаренными детьми (подготовка работ к областным, всероссийским и международным выставкам, конкурсам), проявляющими особый интерес к изобразительному искусству, и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Виды занятий определяются содержанием программы и могут предусматривать: игровые, комбинированные, практические и практические творческие, конкурсы, беседы, экскурсии, занятие-поиск, стихотворно-музыкальное, занятие-путешествие, занятие-эксперимент, мастер-классы.

Срок освоения программы - 8 лет.

Режим занятий. Занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с обязательным проведением 10-ти минутной динамической паузы, что составляет 144 часов в год и соответствует действующим нормам СанПиН. 2.4.4.3172-14.

Программа предполагает возможность коррекции количества часов на изучение раздела или темы в зависимости от уровня развития детей.

Цели и задачи программы

Целью программы «Страна художников» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка средствами изобразительного искусства.

Цель программы достигается путем решения следующих задач:

научить:

  • техникам работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;

  • рисованию с натуры, по памяти, воображению;

  • теоретическим основам рисунка, живописи, композиции;

  • отличать особенности творчества выдающихся художников прошлого и настоящего;

  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, композиции;

  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • рационально строить, анализировать и корректировать самостоятельную творческую деятельность;

  • анализировать деятельность других обучающихся и давать ей оценку;

привить:

  • устойчивый интерес к изобразительному искусству;

  • чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;

сформировать:

  • пространственное представление о композиции, объеме, пропорции;

  • практические умения и навыки работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;

  • навыки культуры поведения на занятиях и музеях;

  • визуальный опыт через посещение выставок, музеев;

  • творческую индивидуальность;

  • стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

  • эстетическую и духовную культуры обучающихся;

развить:

  • фантазию, зрительно-образную память, творческие способности, внимание;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной, творческой деятельности;

воспитать:

  • чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности;

  • дисциплинированность, усидчивость, целеустремленность, наблюдательность, старательность;

  • потребность в изобразительном искусстве;

  • уважительное отношение к труду художников;

оказать практическую помощь обучающимся, проявляющим интерес к профессии художника.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предметные результаты

К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:

  • техникам работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;

  • рисованию с натуры, по памяти, воображению;

  • теоретическим основами рисунка, живописи, композиции;

  • отличать особенности творчества выдающихся художников прошлого и настоящего;

  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, композиции.

У обучающихся будут сформированы:

  • пространственное представление о композиции, объеме, пропорции;

  • практические умения и навыки работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;

  • навыки культуры поведения на занятиях и музеях;

  • богатый визуальный опыт через посещение выставок, музеев;

  • творческая индивидуальность.

У обучающихся будут развиты:

  • фантазия, зрительно-образную память, творческие способности, внимание.

У обучающихся будут воспитаны:

  • потребность в изобразительном искусстве;

  • уважительное отношение к труду художников.

Обучающимся будут привиты:

  • устойчивый интерес к изобразительному искусству;

  • чувства прекрасного, гармоничного, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • рационально строить, анализировать и корректировать самостоятельную творческую деятельность;

  • анализировать деятельность других обучающихся и давать ей оценку.

У обучающихся будут сформированы:

  • стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

  • эстетическую и духовную культуры обучающихся.

У обучающихся будет развита:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогом в процессе образовательной, творческой деятельности;

Личностные результаты

У обучающихся будут воспитаны:

  • чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности;

  • дисциплинированность, усидчивость, целеустремленность, наблюдательность, старательность.

Способы проверки планируемых результатов могут варьироваться, исходя из уровня развития обучающихся и их познавательных возможностей.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Anna | Теги: изо, дополнительное образование, изобразительное искусство, программы, рисование
Просмотров: 204 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz