Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная кисточка" для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет
06.02.2015, 17:01

Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. Особенно актуальным художественное образование становится в наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно в раннем возрасте необходимо заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» изостудии «Цвета радуги» имеет художественную направленность и способствует успешной адаптации детей дошкольного возраста в современных условиях, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Актуальность данной программы заключается в насыщенном, интересном, эмоционально значимом для дошкольников содержании, в разнообразии техник исполнения практических работ. Она позволяет удовлетворить потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Программа способствует развитию ребенка, как творческой личности, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой  душой ребенка.

Цель программы «Волшебная кисточка» – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, достигается путем решения следующих задач:

Обучающие:

  • знакомство с различными средствами выражения художественных образов в искусстве;
  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
  • обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами;
  • формирование начальных навыков рисования по памяти, представлению.

Развивающие:

  • развитие у детей изобразительных способностей, памяти, творческого воображения, пространственного мышления, внимания, фантазии, понимания прекрасного;
  • формирование адекватной самооценки;

Воспитывающие:

  • воспитание целеустремленности, аккуратности, трудолюбия, ответственности.

В отличие от многих других программ для дошкольников, содержащих в себе изобразительную деятельность детей: рисование, аппликация, лепка, программа «Волшебная кисточка» включает в себя занятия только изобразительным искусством, т.е. рисунком, живописью, композицией.

Основными разделами программы являются «Основы живописи», «Основы композиции», «Основы рисунка».

В разделе «Основы живописи» обучающиеся, познавая окружающий мир во всем его цветовом  богатстве, знакомятся с понятиями  холодных,  теплых, дополнительных  и сближенных цветов, с цветовой гармонией, декоративностью цвета, многообразием цветовых оттенков, с техническими и живописными  возможностями акварели и гуаши.

В разделе «Основы рисунка» основное место занимают рисунки различными графическими материалами. Обучающиеся овладевают выразительными  возможностями  рисунка через построения  простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний, знакомством со смешанными техниками.

«Основы композиции» является важным разделом в формировании художественного  образного мышления у детей.  На занятиях  обучающиеся знакомятся с  основными  закономерностями  композиции, учатся сознательно пользоваться  этими законами в своих  работах, развивают  образное  мышление, наблюдательность, приучаются   изображать действительность не пассивно,  а творчески.

Также в программе заложены часы на подготовку работ для участия в городских, областных и всероссийских выставках и конкурсах, экскурсии в музеи и выставочные залы.

Занимаясь изобразительным искусством ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Программа «Волшебная кисточка» предполагает не только традиционные дидактические методы обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений, но и современные педагогические технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию. Она предоставляет свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами и раскрепощает его.

В ходе реализации программы создаются  условия свободного творчества: ребенок делает на листе пятна, мазки, раскрепощено работает кистью и карандашом, применяет сочетание разных материалов и способы создания произведения.

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учётом возрастных особенностей  и возможностей особенностей детей дошкольного возраста.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы -  2 года.

По форме организации учебного процесса занятия являются групповыми.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, что составляет 72 часа в год.

Программа включает возможность  коррекции количества часов на изучение раздела или темы в зависимости от уровня развития детей.

По итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная кисточка» обучающиеся знакомы с различными средствами выражения художественных образов в искусстве, владеют знаниями элементарных основ реалистического рисунка, обучены элементарными практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, у них сформированы начальные навыки рисования по памяти, по представлению. У детей развиваются изобразительные способности, творческое воображение, внимание, пространственное мышление, фантазия, формируется адекватная оценка созданных работ. В них воспитывается целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная кисточка» является не только освоение изобразительных навыков, но и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей.

Способы проверки ожидаемых результатов могут варьироваться,  исходя из уровня развития  обучающихся и их познавательных возможностей (наблюдение, загадки, игры, конкурсы и др.).  Мониторинг уровня обученности и личностного развития  обучающихся проводится по картам диагностики  не менее 2-х раз в год.

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волшебная кисточка» являются выполнение творческой работы и участие детей в итоговой выставке. Теоретические знания проверяются в игровой форме.

   При работе по программе на каждого обучающегося формируется портфолио, куда вкладываются: первый рисунок и последние работы каждого года обучения, работы, представленные на конкурсы и выставки различного уровня, копии грамот, дипломов, что позволяет проследить творческий рост каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие «Королевство красок»

2

0,5

1,5

II.

Основы живописи

28

4

24

III.

Основы композиции

16

2,5

13,5

IV.

Основы рисунка

14

2

12

V.

Экскурсии в музеи и выставочные залы

4

4

-

VI.

 

Итоговое занятие. Выполнение итоговой творческой работы

4

0,5

3,5

VII.

Подготовка работ для участия в выставках, конкурсов

4

0,5

3,5

 

Итого:

72

14

58

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема I. Вводное занятие «Королевство красок»

Теоретические знания:

 Вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с инструментами и оборудованием художника. Организация рабочего места.

Практическая работа: игра-сказка «Королевство красок». Творческая работа.

Тема II. Основы живописи

Теоретические знания:

Знакомство с инструментами художника: кистью, карандашом, стеркой. Виды красок: акварель и гуашь. Их особенности при написании работы. Понятие «живопись».

Названия цветов. Понятие «основные цвета». Технология смешивания основных цветов. Применение черного цвета.

Положение руки при выполнении различных линий и мазков. Виды мазков: круглые, мелкие мазки, капельки, рисование кончиком кисти, примакиванием кисти, волнистые, округлые линии, мазки по форме.

Понятия контраста, света и тени. Наличие света и тени, их значение в изображении предметов.

Этапы рисования дерева. Особенности использования красок в написании времен года. Родная природа в творчестве русских художни­ков А. Пластова, И. Шишкина, В. Поленова (времена года).

Изобразительные свойства гуаши (применение белого цвета в написании снега). Изображение ближних и дальних предметов (ниже, выше; больше, меньше).

Жанры живописи в творчестве выдающихся отечественных художников (И. Шишкин, И. Левитан, И. Репин, К. Коровин и др.).

Практические работы:

а) «Волшебница Кисть в королевстве красок» - упражнения на пробу кистью красок и определение их свойств. Акварель, гуашь;

б) «Фрукты и овощи» - упражнения по смешиванию красок, названию полученных цветов, выполнению мазков по форме фруктов и овощей. Гуашь;

в) «Радуга над лугом» - отработка приема проведении непрерывных красочных линий и разных мазков (в изображении травы и цветов). Размывка (небо и земля). Гуашь. Игра «Цвета радуги» - размещение цветовых полосок в соответствии с радужным спектром.

г) «Пирамидка» - рисование округлыми линиями контрастными цветами. Гуашь;

д) «Гусеница» - изображение насекомого путем круглых мазков. Гуашь;

е) работа с использование черного цвета. Гуашь;

ж) «Цветочная поляна» - рисование контрастными цветами прикладыванием кисти, мазками-капельками. Гуашь, акварель;

з) «Золотая рыбка» - написание воды и рыбки контрастными цветами. Рисование рыбки концом кисти, воды - волнистыми линиями. Гуашь, акварель;

и) «Ягоды». Мазок по форме ягод и листьев. Показ тени и света на каждой ягодке. Гуашь;

к) «Времена года» - рисование деревьев. Круглые (зима), мелкие мазки (осень), рисование кончиком кисти (весна), примакиванием кисти (лето). Гуашь. Лото «Знаешь ли ты деревья»;

л) «Зимний лес».  Ограниченная палитра с использованием белого цвета. Изображение дальних и ближних деревьев. Гуашь.

Тема III. Основы композиции

 Теоретические знания:

Виды изобразительного искусства. Понятие «композиция». Вертикальный и горизонтальный формат листа. Композиционное использование листа. Зависимость расположения листа от композиции. Белая бумага в композиции для изображения предметов. Выделение главного в композиции (размер, расположение, цвет). Понятие фона как помощника для выделения главного.  Изображение неба и земли. Этапы рисования животных и птиц. Художники-анималисты   (творчество   Василия Ватагина, животные на картинах и рисунках Вален­тина Серова).

Практические работы:

а) «Колобок» - полное использование листа, выделение фоном героя;

б) «Насекомые» - пчела, жук или божья коровка (по выбору обучающихся). Выделение главного в композиции контрастом. Подчинение фона изображению;

в) «Елочка - красавица»;

г) «Ромашки» - полное использование листа, выделение фоном цветов. Игра «Разложи цветочки».

д) «Животные и птицы». Самостоятельный выбор формата. Полное композиционное использование  листа. Выделение главного.

Тема IV. Основы графики

Теоретические знания:

Понятия «графика», «рисунок», «художественные и графические материалы». Виды и свойства графических  материалов: карандаш, фломастер, цветные карандаши, восковые мелки,  черная краска и приемы работы с ними. Линии разного характера.

Рисунок как основа графики. Связь рисунка с композицией, живописью. Акварель как графический материал. Технология штрихования цветными восковыми карандашами и фломастерами.

Этапы рисования транспорта, дома. Изображение дальних и ближних предметов в рисунке. Техника рисования черной и белой краской.

Практические работы:

а) упражнение на выполнение линий разного характера и свойств графических материалов. Игра «Незаконченный рисунок» - изображение одной линией предмета;

б) ваза и веточки дерева с листьями. Акварель, черный фломастер;

в) «Солнышко». Восковые мелки, акварель;

г) «Сказочный поезд». Восковые мелки, акварель;

д) «Транспорт». Фломастер, карандаш;

е) «Во дворе» - изображение дома, лавочки, забора, дерева. Фломастер, акварель;

ж) «Ночь». Черная и белая краска.

Тема V. Экскурсии в музеи и выставочные залы

 Теоретические знания:

Понятия: «музей», «выставочный зал», «музейный экспонат». Правила поведения в музее. Этапы описания картин: сюжет, цветовая палитра, настроение произведения, характер героев, вызываемые чувства. Знакомство с музеями и выставочными залами города Тулы.

 

Тема VI. Выполнение итоговой творческой работы

Теоретические знания: контроль теоретических знаний в игровой форме.

Практическая работа:

Выполнение итоговой творческой работы на свободную тему различными техниками исполнения по выбору обучающихся. Выбор сюжета работы с изображением 1-2 действующих персонажей с решением композиционных задач.

Тема VII. Подготовка работ для участия в выставках, конкурсах

Теоретические знания:

Знакомство с положениями конкурсов и выставок различного уровня. Раскрытие тематического своеобразия. 

Практические работы:

         Выполнение работ для конкурсных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты

К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • деятельность художника (что пишет художник — предметы, людей, события; материалы и инструменты художника — бумага,   карандаш,   кисть,   краски и пр.);
  • понятия «живопись», «основные цвета», «контраст», «свет и тень», «композиция», «фон», «графика», «художественные и графические материалы», «рисунок», «музей», «музейный экспонат»;
  • виды красок: акварель и гуашь, их особенности при написании работы;
  • виды мазков: круглые, мелкие мазки, рисование кончиком кисти, примакиванием кисти, волнистые, округлые линии, мазки по форме;
  • виды и свойства графических  материалов: карандаш, фломастер, цветные карандаши, восковые мелки,  черная краска;
  • названия цветов и технология смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолето­вый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
  • этапы рисования дерева, животных и птиц;
  • принципы выделения главного в композиции размером, расположением на листе, цветом.

должны уметь:

  • применять правила ТБ и ТО;
  • правильно организовывать рабочее место: сидеть за мольбертом, прикреплять лист бумаги и держать карандаш, палитру, кисть;
  • писать акварельными и гуашевыми красками соблюдая их особенности и технологию;
  • называть цвета и смешивать основные цвета (красный и синий цвета дают в смеси фиолето­вый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предме­тов;
  • разводить, смешивать краски, ровно закрывать нужную поверхность (не выходя за пределы очерта­ний этой поверхности) карандашом, фломастерами;
  • применять в работах различные виды мазков: круглые, мелкие мазки, рисование кончиком кисти, примакиванием кисти, волнистые, округлые линии, мазки по форме.
  • поэтапно рисовать дерево, животных и птиц;
  • изображать ближние и дальние предметы (ниже, выше; больше, меньше), небо и землю.
  • называть жанры живописи в творчестве выдающихся отечественных художников (И. Левитан, И. Репин, К. Коровин и др.).
  • выполнять простейшие композиции с учетом выделения главного размером, расположением на листе, цветом;
  • элементарно передавать свет, тень на предметах;
  • соблюдать правила поведения в музее;
  • рассматривать картины, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
  • завершать до конца работу.

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие «Королевство красок»

2

0,5

1,5

II.

Основы живописи

28

3

25

III.

Основы композиции

18

2

16

IV.

Основы графики

12

1,5

9,5

V.

Экскурсии в музеи и выставочные залы

4

4

-

VI.

 

Итоговое занятие. Выполнение итоговой творческой работы

4

0,5

3,5

VII.

Подготовка работ для участия в выставках, конкурсов

4

0,5

3,5

 

Итого:

72

12

60

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

Тема I. Вводное занятие «Королевство красок»

Теоретические знания:

 Знакомство с техникой безопасности и охраной труда. Повторение пройденного материала. Игра «Помоги найти дорогу» - повторение теоретического материала.

Практическая работа: творческая работа.

Тема II. Основы живописи

Теоретические знания:

Повторение понятий основных и контрастных цветов. Этапы рисования осенних листьев с передачей формы и окраски. Понятие коллажа. Технология получения сложных цветов из основных красок. Техника мазка по форме предмета с показом света и тени. Цвета радуги как цветовой спектр.

Понятия «теплые и холодные цвета», «нюансы цвета», «теплые и холодные оттенки», «гамма картины». Нюансы основных цветов. Получение нюансов в гуаши. Игра «Теплый и холодный».

Способы передачи красками настроения, добра, зла, времени суток.

Техники передачи фактуры шерсти, меха красками.

Понятие натюрморта. Условия написания и построения натюрморта.

Практические работы:

а) коллаж «Осень золотая» (фон предварительно закрашен). Закрепление навыка набора краски на кисть, аккуратного закрашивания предмета, не вылезая за его края. Акварель;

б) «Вырос цветок» - рисование цветов, используя разные приемы. Фон – размывка от темного к светлому. Гуашь;

в) «Русский сувенир» - рисование матрешки контрастными цветами;

г) «Петушок-золотой гребешок» - композиция  теплыми цветами. Гуашь;

д) «Замок Снежной королевы» - замок в нюансе синего цвета. Холодная гамма. Гуашь;

е) «Дворец для Золушки»  - композиция в нюансе красного или желтого цветов. Теплая гамма. Гуашь;

ж) «Горные вершины. Закат». Акварель;

з) «Котенок» - рисование разными способами: тычок, кончик кисти, всей кистью. Гуашь, акварель;

и) написание мягких игрушек с натуры с передачей фактуры;

к) написание фруктов с передачей светотени широкими формообразующими мазками. Гуашь;

л) «На столе» - натюрморт.

 Тема III. Основы композиции

 Теоретические знания:

 Принципы расположения двух и более предметов на листе, их выделение и подчинение второстепенных персонажей главному. Понятие «центр композиции».

Этапы рисования животных. Особенности строения разных животных, соотношения частей тела по величине и пропорциям. Техники передачи фактуры шерсти, колючек кистью. Творчество художников-анималистов (Василий Ватагин, животные на картинах и рисунках Вален­тина Серова).

Технология использования разных материалов и техник в одном сюжете.

 Портреты в изобразительном искусстве. Пропорции и этапы рисования лица человека. Понятие автопортрета. Способы передачи характерных особенностей лица.

Понятие «узор», «орнамент». Правила украшения предметов по форме (по кругу, орнамент в круге, в прямоугольнике).

Понятие «городской пейзаж». Композиция с изображением предметов из геометрических фигур. Техника рисования прямых линий.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.

Практические работы:

а) «Кто прячется в лесу» (рисование ежика, лисы);

б) «Портрет Снегурочки» - написание портрета в холодной гамме. Гуашь;

в) «Автопортрет». Гуашь;

г) «Вазочка». Рисование узора на вазе. Гуашь;

д) «Блюдца для зайчат». Гуашь;  

е) коллаж «Город» - коллективное составление композиции. Акварель, фломастеры;

ж) композиция «Гуси-лебеди» - изображение птиц, передача оперения. Выделение  летящих гусей как главных героев на фоне неба и земли. Игра «Сказка с новым концом».

Тема IV. Основы графики

Теоретические знания:

Понятия линий: волнистая, зиг-заг, завиток, штрих. Техника рисования различных линий.

Этапы и особенности рисования домика, зонтика, кораблей, бабочек. Техника передачи восковыми мелками дождя, света на ночном небе.

Техника использования черного фломастера для выделения контура предмета. Понятия  «витраж», «симметрия».

Практические работы:

а) «Узоры на окне» - рисование округлыми линиями, завитками, штрихами узоров на окне в холодной и теплой гаммах. Восковые мелки, акварель;

б) «Теремок». Передача фактуры дерева различными линиями, травы, украшение домика. Восковые мелки, акварель;

в) «Зонтики». Восковые мелки, акварель;

г) витраж «Кораблики». Черный фломастер, акварель;

д) витраж «Весенние бабочки». Черный фломастер, акварель;

е) «Праздничный салют». Восковые мелки, акварель.

Тема V. Экскурсии в музеи и выставочные залы

 Теоретические знания:

Знакомство с музеями и выставочными залами города Тулы. Учимся описывать картины (техника исполнения, материал)  на соответствующем возрасту уровне.

Тема VI. Выполнение итоговой творческой работы

Теоретические знания: контроль теоретических знаний в игровой форме.

Практическая работа:

Выполнение итоговой творческой работы на свободную тему различными техниками исполнения по выбору обучающихся. Выбор сюжета работы с изображением 2 действующих персонажей с решением композиционных задач.

Тема VII. Подготовка работ для участия в выставках, конкурсах

Теоретические знания:

Знакомство с положениями конкурсов и выставок различного уровня. Раскрытие тематического своеобразия. 

Практические работы:

         Выполнение работ для конкурсных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты

К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать:

  • понятия «цветовой спектр», «коллаж», «теплые и холодные цвета», «гамма картины», «оттенки», «нюанс цвета», «натюрморт», «центр композиции», «коллаж», «портрет», «автопортрет», «городской пейзаж», «узор», «орнамент», «витраж», «симметрия»;
  • технику передачи красками настроения, добра, зла, времени суток;
  • технологию передачи фактуры меха, шерсти, колючек животного;
  • этапы написания и построения натюрморта, рисования животных, лица человека;
  • правила украшения предметов по форме (орнамент в круге, по кругу, в прямоугольнике); 
  • виды линий: волнистая, зиг-заг, завиток, штрих и их отличия.

должны уметь:

  • применять правила ТБ и ТО;
  • самостоятельно и правильно организовывать рабочее место: сидеть за мольбертом, прикреплять лист бумаги и держать карандаш, палитру, кисть;
  • самостоятельно применять различные положения руки при выполнении линий и мазков;
  • писать свет и тень на предмете мазком по форме;
  • передавать красками настроение, добро, зло, времена суток, фактуру меха, шерсти, колючек животного;
  • поэтапно рисовать животных, лицо человека, натюрморт по представлению;
  • украшать предметы по форме (орнамент в круге, по кругу, в прямоугольнике);
  • выполнять работы в технике восковые карандаши (масляная пастель) и акварель, передавать ей дождь, свет;
  • использовать черный фломастер для выделения предмета в рисунке; 
  • проявлять творчество в создании работ, завершать работу до конца, не оставляя белых пятен;
  • рассматривать картины, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемые по теме

На 1 и 2 годах  обучения по теме № 1 проводятся игровые, игра-путешествие, практические творческие занятия. По темам № 2, 3, 4 – комбинированные, беседа, игровые, занятие-сказка, практические, творческие. По теме № 5 – экскурсии. По теме № 6 – игровые, практические творческие. По теме № 7 – комбинированные, творческий конкурс, беседа, формы занятий.

Теоретическая часть дается в форме:

1. Игр на развитие мышления, воображения, памяти,  запоминания новых понятий, фамилий, терминов, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи; закрепления пройденного материала и контроля знаний. 

2. Бесед с просмотром иллюстративного материала, игровыми элементами, элементами сказкотерапии.

В качестве динамической паузы проводятся подвижные игры, используются малые жанры устного народного творчества (пословицы, загадки и др.). С целью минуты отдыха прослушиваются детские сказки. Для предупреждения физического утомления проводится гимнастика для рук, глаз, мышц спины, плеч.

С целью формирования позитивного настроения детей, их заинтересованности к процессу занятия, повышения вдохновения, многие занятия проходят с музыкальным сопровождением: песенки о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых и т.п., мелодии «Звуки природы» и др. Они используются во всех этапах занятия в зависимости от плана занятия. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

 Образовательный процесс строится с использованием следующих методов и приемов обучения:

1. Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала: использование картин, иллюстраций, репродукций, плакатов, демонстрационных материалов, видеофильмов).

2. Исследовательский метод (сопоставление, сравнение, нахождение связей, общностей, различий, выполнение формообразующих движений рукой, ощупывание предмета, наблюдение за ходом работы педагога).

3. Репродуктивный (воспроизводящий: прием повтора, показ этапной работы педагогом, работа по образцу).

4. Привлечение личного эмоционального, визуального, бытового опыта ребенка для установления связей с окружающим миром.

5. Игровой (дидактические, развивающие игры, игры на развитие глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие).

6. Метод коллективных и индивидуально-групповых работ. 

8. Эвристический метод (выполнение части работы самостоятельно). 

9. Словесный (беседа, рассказ, использование образцов педагога, художественное слово).

10. Творческий (выполнение работы самостоятельно).

Основными технологиями используемыми в ходе реализации программы являются личностно-ориентированные и игровые. Подбираются задания с учетом особенностей и способностей каждого ребенка. Закладываются навыки самостоятельного исполнения заданий, включается творческий характер в каждую работу. Создаются условия для формирования навыков самоконтроля в ходе выполнения работы.

В процессе формирования умений и навыков выполнения творческих работ ставится дополнительная задача познавательного и логического характера, нацеливающая детей на проведение наблюдений, анализа сравнений. Система подбора и выбора практических работ, сроков их исполнения построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для их исполнения.

Учебно-методический         комплекс

  1. Нормативно-правовая база
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Теоретический материал: понятия терминов, правила работы с инструментами, технология смешивания красок и т.д.
  4. Методическое пособие: «Упражнения для развития мелкой моторики рук детей от 4 до 8 лет»
  5. Планы-конспекты занятий
  6. Дидактический раздаточный материал
  7. Занимательный развивающий материал
  8. Методические указания (подборка) «Шаг за шагом» - этапы рисования карандашом предметов, животных, птиц.
  9. Наглядное сопровождение занятий: этапы рисования красками предметов, деревьев, пейзажей, изображения элементов природы, иллюстрации картин и т.п.  

Техническое оснащение занятий

На группу в год:

-  мольберт – 15 шт.;

 - стол –  8 шт.;

- стул  - 20 шт.;

- тумбы под натюрморты  - 2 шт.;

- доска магнитная – 1 шт.;

- лампа для освещения предметов - 1 шт.;

- персональный компьютер – 1 шт.;

- аудиосистема – 1 шт.

Материалы и инструменты

На одно занятие обучающемуся необходимо иметь (в зависимости от техники и вида исполнения практической работы):

- бумага формата А3 – 1-2 листа, А2 – 1;

- краски: гуашь фирм «Невская палитра», «Луч» или «Гамма»  - 1 шт; акварель художественная полусухая – 1 шт.;

- кисти: белка № 2,3.4,5; колонок № 1; щетина плоская или круглая № 4,6,8, пони № 8;

- графические материалы: простые карандаши HB – 2 шт., восковые карандаши или масляная пастель – 1 упаковка, черный фломастер – 2 шт., уголь – 1 упаковка, тушь черная – 1 флакон, пастель сухая – 1 уп.;

- стерка – 1 шт, палитра - 1 шт.;

- кнопки канцелярские – 1 уп. или малярный скотч – 1 шт.;

- банка для воды – 1 шт.;

- рабочая одежда: фартук и нарукавники.

Формами подведения итогов по каждой теме являются наблюдение, игры, викторины и др. С целью оценки достигнутого  уровня в конце каждого учебного года обучающиеся выполняют итоговую творческую работу.  Лучшие работы выставляются на итоговой выставке обучающихся, а также передаются в выставочный фонд изостудии «Цвета радуги».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998;
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998;
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000;
  4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006;
  5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004;
  6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2004;
  7. Как рисовать животных / Под. Ред. Е. Краснушкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011;
  8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / Под ред. Грибовской А.А.– М.: ТЦ «Сфера», 2005;
  9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – М.: ООО «Попурри», 2005;
  10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005;
  11.  Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005;
  12. Конвенция о правах ребенка;
  13. Конституция РФ;
  14.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006;
  15.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001;
  16.  Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 2011;
  17. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001;
  18.  Устав ГОУ ДОД ТО «ОЦРТДиЮ»;
  19.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006;
  20.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  21.  Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.

Список рекомендуемой литературы для детей:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998;
  2. Бортникова Е., Бояршинова Т. Чудо-обучайка: учимся рисовать. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2010;
  3. Гончарова Д. Школа фантазеров. Рисуем ладошками. – М.: Хатбер-пресс, 2010;
  4. Гончарова Д. Школа фантазеров. Рисуем ручками. – М.: Хатбер-пресс, 2010; Как рисовать животных / Под. Ред. Е. Краснушкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011;
  5. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся». – М.: АСТ, 2002;
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006;
  7. Серия раскрасок «Окружающий мир» Под ред. Е. Кудеева. – М.: Адонис, 2006-2008;
  8. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. – М.: АСТ: СЛОВО, 2011;
  9. Я учусь рисовать. Дикие животные / Под редакцией О. Комарова. – М.: Стрекоза, 2010;
  10. Я учусь рисовать. Сказочные герои / Под редакцией О. Комарова. – М.: Стрекоза, 2010;
  11. Я учусь рисовать. Домашние животные / Под редакцией О. Комарова. – М.: Стрекоза, 2010.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http: // art.urok.ru
  2. http: // festival.1september.ru
  3. http: // odiplom.ru
  4. http: // art-zs.ru
  5. http: // nsportal.ru
  6. http: // knowledge.allbest.ru
  7. http: // gigabbaza.ru
  8. Золотая коллекция сказок [Электронный ресурс]. – Николай Борисов, ООО «Издательство «Астрель», ООО «Аудиокнига», 2007, 2010. – CD-ROM;
  9. Карлосон и все, все, все. Лучшие детские песенки [Электронный ресурс]. – М.: ООО «Моно Центр». – CD-ROM MP3;
  10.  Музыка и природа. Классика для детей [Электронный ресурс]. – ООО «Дистрибьютор», Россия, 2011. – CD-ROM MP3;
  11.  Сказочник. Коллекция всемирно известных сказок № 1-40  [Электронный ресурс]. – GE Fabbri, 2009. – CD-ROM MP3;
  12.  Учимся рисовать. Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета [Электронный ресурс]. – Compedia Ltd, 2012. – CD-ROM;
  13.  Чудесные сказки [Электронный ресурс]. – Тамбов, ООО «Медиатрейд, ООО «Аудиокнига», 2008. – CD-ROM MP3;
  14.  Шедевры мировой классики [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ICE Record». – CD-ROM MP3;
  15.  Шедевры русской живописи. Мультимедийное издание [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ИД «Равновесие», 2009. – CD-ROM.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Anna | Теги: изо дошкольников, дошкольное образование, дополнительные программы для детей, изобразительное искусство
Просмотров: 689 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz