Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

"Использование культурного ресурса Тулы и Тульской области в обучении детей изобразительному искусству. Роль экскурсий в развитии обучающихс
29.03.2016, 18:07

Культура и образование представляют собой симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга, по определению теоретиков, выступают для социально-культурной деятельности в качестве модели, в соответствии с которой она организуется и развивается. Концепция модернизации российского образования, Национальная доктрина образования, определяющая цели воспитания, обучения и ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, формулируют социальный заказ и приоритетные стратегические направления развития современной образовательной, культурной деятельности в стране: сдвиг социокультурных услуг от количества к их качеству и тем самым к качеству жизни людей. Использование социально-культурной деятельности в системе образования рассматривается как открытый ресурс, создающий условия для непосредственного контакта с человеком в процессе его духовного развития. В обществе усиливается значимость учреждений культуры в обучении, «длиной в жизнь», личности. В образовании культурный ресурс мы можем представить в виде похода в кино, театр, экскурсии в музей.

            Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста —  среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия как вид культурно-массового мероприятия. История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 - начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».

Экскурсия как метод диагностики личности

            Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства  (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).  Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.

            Примеров тому, увы, сотни. Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим. Возможно, это недоработка взрослых? Поняв своё бессилие в данном вопросе, они уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих детей своих. Не отчаивайтесь! Всё можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОСы, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного более воспитанными. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, всё это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!

Экскурсия для педагога: отдых или работа?

            Но — вернёмся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть образовательного процесса, так как экскурсиям просто можно писать оды, настолько полно они охватывают развитие разных сторон личности человека. Наверняка, в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни...

            Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

            Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их  экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает  усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

            К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

            Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.

            Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.

            Так, в процессе экскурсии в художественный музей или выставочный зал г Тулы дети могут изучать теорию живописи, решая при этом задачу профессиональной ориентации.

            Наши дети, обучаясь в моем объединении "Изостудия "Цвета радуги" являются частыми посетителями Тульского областного художественного музея (ТМИИ), который предлагает ряд тематических экскурсий и лекций для начальной школы, дошкольных учреждений и средней образовательной. Вашему вниманию я представляю программы музея, в которых написаны тематика экскурсий, по которым мы можем заказать экскурсию, тематика музейных занятий по тульским народным промыслам, циклы лекций "Мировые сокровища культуры", "Календарные праздники", Музейно-педагогические занятия по программе "Здравствуй, музей!". (Раздача программок). Проведение производственных экскурсий важно не только с художественной точки зрения, но и в краеведческом плане. Дети больше узнают о сокровищах тульского края, его промыслах. В нашем городе мы посещаем и музей Международного пряника (показ брошюры). В июне 2015 года учащиеся изостудии побывали на экскурсии "История международного пряника. Особенности пряников разных стран и эпох. Изготовление и роспись имбирных пряников". Дети были очень счастливы по окончании мастер-класса по росписи пряника, унося с собой изделие. Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия в Музей международного пряника -  ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Частыми гостями мы бываем в выставочном зале ТМИИ. Дети с удовольствием интересуются творчеством художников, ведут дискуссии с экскурсоводами, принимают участие в игровых программах.

            Тульский музей изобразительных искусств входи в государственное учреждение культуры Тульской области "Объединение историко-краеведческий и художественный музей", который включает Музей тульский Кремль, Тульский областной краеведческий музей, который открылся в прошлом году после реконструкции и удивил нас разнообразием экспозиции, советую туда сходить, "Музей "Тульские самовары", "Дом-музей В.В. Вересаева, Историко-мемориальный музей Демидовых, Мемориальный музей Н.И. Белобородова, Музей народного и декоративно-прикладного искусства, Богородицкий дворец-музей и парк, Музей командира крейсера "Варяг" В.Ф. Руднева (раздача брошюр).

            Учащиеся изостудии не только посещают музеи художественной направленности, но и обогащают свой кругозор на экскурсиях в военно-исторические музеи, как Музей- бронепоезд.

             Главное, оставить след в душах детей. Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые экскурсии, которые интересны детям, могут принести  очень много пользы для развития подрастающего поколения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Anna | Теги: внеурочная деятельность, дети, культурное развитие, Педагогика, экскурсии
Просмотров: 308 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz