Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Методическое пособие "Педагогические технологии на занятиях изобразительного искусства"
[ Скачать с сервера (65.1 Kb) ] 21.10.2015, 17:48

1. Понятие "технология"

 

         Термин «технология» происходит от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Этот термин долгое время оставался за пределами понятийного аппарата педагогики. Первым, кто заговорил о технологизации обучения, был Я. А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к позитивным результатам обучения. Идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в раз- личные области теоретической и практической деятельности. Термин «технология образования» был введен С. Андерсоном, Ф. Уитвортом, М. Майером и другими в 40–50-е гг. ХХ века и понимался как использование техники в обучении (ТСО). Понятие «педагогическая технология» появилось в 50–60- е гг. ХХ столетия, оно включало и программированное обучение, и эффективную организацию учебного процесса (Б. Скиннер, С. Гибсон). В 70-е годы это понятие расширилось, к нему стали относить все, что касается совершенствования учебного процесса: и системный подход, и принципы оптимизации учебного процесса (Р. Кауфман, Р. Стакенас, М. Эраут). В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. К наиболее известным современным зарубежным исследователям педагогических технологий относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, М. В. Кларина, Н. Ф. Талызиной. Определение сущности педагогических технологий давали В. М. Шепель, М. Чошанов, Б. Т. Лихачев, И. П. Волков, В. М. Монахов, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.

         Таких определений более ста пятидесяти. В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы понять сущность этих технологий, важно их упорядочить, найти основания для систематизации, соотнести с понятиями методика, дидактика. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия педагога и обучающихся, способ управления познаваемой деятельностью, масштаб применения.

          М. В. Кларин выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: а) обучение как усвоение заданных образцов; б) обучение как дискуссия; в) обучение как игра; г) обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

         Г. К. Селевко представил классификацию технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития ребенка, научной концепции, типу организации и управлению познавательной деятельностью ребенка.

         В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы образования: 1) традиционные методики, 2) модульно-блочные технологии, 3) цельноблочные, 4) интегральные.

В настоящее время все активнее проявляет себя тенденция, связанная с гуманизацией и гуманитаризацией образования. В соответствии с этим Г. Д. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Первые из них еще называют знаниевыми или технологиями обучения, вторые – развивающими, гуманитарными.

         Первая попытка анализа и систематизации гуманитарных технологий, применяемых в вузовской образовательной практике, осуществлена коллективом авторов под редакцией Н. В. Бордовской в РГПУ им. А. И. Герцена в 2008 году. Несмотря на многообразие подходов, большинство исследователей приходят к выводу, что любая новая гуманитарная технология должна удовлетворять определенным методологическим требованиям: – концептуальности, – системности, – диалогичности, – гарантированности качества обучения. Предметом педагогической технологии являются «конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения и воспитания, в том числе компьютерных и технических средств».

        

2. Технологические подход в художественном творчестве обучающихся

 

         Привлекательность использования технологического подхода в педагогике очевидна. Но как быть в ситуации, когда речь идет о художественно-творческом процессе, который разворачивается на занятиях по изобразительному искусству? Нужно ли этот процесс ограничивать жесткими рамками технологии?

         При организации художественно-творческого, развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должна стимулировать, подпитывать воображение и фантазию детей. Ведь творческая мысль – это миг вдохновения, прозрение, открывающее верное решение. Для творчества необходимы: новизна, ценность того, что получается, страстное желание, внутренняя мотивация. Значит, педагогу-художнику необходимо помнить, что никакая технология не может заменить эмоционального общения и творческого взаимодействия с ребенком и с произведениями искусства. Но, в свою очередь, эта технология может помочь педагогическому общению на занятиях изобразительным искусством, сделать его более разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию. При этом нужно ясно понимать, что передача художественной информации возможна лишь при тщательном отборе и нахождении точного места в той или иной технологии. Необходимо создать условия эмоционального сопереживания воспринимающего тому материалу, который он получает, общаясь с педагогом или с произведениями искусства.

         Педагог-художник не просто транслирует учебную информацию, он является организатором различных видов деятельности, помогает выбирать решения, исследовать процессы, помогает ребенку выразить свое отношение к действительности и к искусству в художественной форме. Обучающиеся проявляют активность в творческой самостоятельности. Педагогическое общение при этом строится на основе диалога. В процессе диалога дети и педагог обмениваются разными точками зрения по поводу решаемых задач, ребенок выясняет, что ему непонятно, вы- сказывает имеющуюся у него позицию, в результате чего образуется определенное смысловое поле, помогающее понять проблему. А самое главное – ребенок учится выражать свою мысль в практической работе (в своем рисунке) и при общении с произведениями искусства. Педагог при этом поддерживает интерес обучающегося к сравнению, самостоятельному мышлению, активизирует желание глубокого понимания искусства.

         Педагогические технологии должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, учитывать механизм развития воображения и фантазии, художественного мышления, восприятия искусства, особенности становления изобразительной деятельности детей. Следует анализировать и оценивать эффективность применения той или иной технологии в конкретной образовательной ситуации. Если дети успешно осваивают содержание предмета, проявляют интерес к занятиям изобразительным искусством, есть творческий рост, творческое само- выражение, то выбранная технология способствует стимуляции педагогического общения. Одна и та же технология в руках конкретного педагога может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностных особенностей, наличие творческого подхода к организации и проведению занятий изобразительным искусством.

 

3. Гуманитарные технологии в обучении изобразительного искусства

 

         Поиск собственного стиля в области педагогики искусства невозможен без овладения способами конструирования и моделирования различных гуманитарных технологий. К вопросу применения педагогических технологий на занятиях изобразительным искусством обращались: О. Д. Картавцева в диссертационном исследовании «Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте», Н. М. Коваль в диссертационном исследовании «Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника-педагога», Т. В. Калинина в диссертационном исследовании «Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства», а также Е. Н. Соколова в учебном пособии «Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству».

         Е. Н. Соколова в своем учебном пособии "Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно-педагогический процесс как искусство, наука, мастерство" предлагает использовать гуманитарные технологии как способ активизации мышления и деятельности учащихся. Она подробно останавливается на технологии диалога при обучении изобразительному искусству, дает варианты технологии: «конструкция для подсказок», «квинтилианские вопросы», «технология критического мышления», «диагностика», «генерация идей», «формирование понятий», «интерпретация», «применение правил», «проблемная ситуация».

         «Развитость внутреннего диалога считается одним из показателей развития личности. Под одним из показателей развития в данном случае понимается движение человека к умению слушать и понимать другую точку зрения, умение вступать в диалог. Внутреннюю речь, сопровождающую процесс творческого созидания, необходимо постепенно переводить во внешнюю, понятную собеседнику для того, чтобы ученик мог свободно выражать мысли и через изобразительный язык, и в словесной речи».

         Для развития творческого мышления, для достижения творческого подъема в учебном процессе Е. Н. Соколова рекомендует использование креативных технологий, технологий генерирования идей. Автор описывает технологии «мозгового штурма», «рисование в круге», «карта идей».

         В учебном пособии также говорится об игровых технологиях, которые органично соединяются с предметной областью «Искусство».

         Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории детей.

         Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • обучающий материал используется в качестве её средства, в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на занятиях.

Можно выделить такие виды занятий с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на занятиях;

2) игровая организация образовательного процесса с использованием игровых заданий (конкурс, путешествие);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий;

4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды массово-организационной работы (экскурсии, вечера и т.п.).

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

         Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

         Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

         Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

         Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

         Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

         Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

         Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

         Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

         Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность . В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

         Игровое начало является неотъемлемой частью творческого процесса. Не случайно приобщение ребенка к искусству осуществляется через игру. При анализе игровых технологий выделяются общие показатели: стремление ученика к активному участию в познавательной деятельности, осознание им уникальности, неповторимости своей личности как субъекта деятельности, возможность свободного выбора видов деятельности.

         Игра на занятии помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

         С помощью дидактических игр можно обучать детей эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

         Педагогами применяется прием перевоплощения. Например, на занятии "Эти забавные животные" дается задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".

         На занятиях по цветоведению можно применять игру "Волшебная палитра". Обучающимся предлагается стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре дети легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" обучающиеся могут познакомится и запомнить названия цветов, научиться распределять их по группам (основные, составные, дополнительные), по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), по их градации (от светлого к темному и наоборот).

         Разгадывая кроссворды или ребусы на занятиях изобразительного искусства, обучающиеся могут закреплять знания о живописи, графике, скульптуре, накапливать запас художественных терминов и зрительных образов, научиться любить и понимать искусство.

         Большой познавательный интерес могут вызывать  игры "заочные путешествия", приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести занятие как "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы". Это занятие воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы.

         Е. Н. Соколова упоминает игры, предложенные Б. М. Неменским («Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники»), игровые замыслы Л. Б. Рыловой («Встреча-диалог древней и современной игрушки», «Музей в твоем доме»), а также игры А. В. Соколова («Цвета радуги», «Город князя Гвидона») и студенческие разработки.

         Таким образом, целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

·                     дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

·                     развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

·                     воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

·                     социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

         Для того чтобы поддерживать интерес к обучению, следует его сделать «проблемным», т. е. в учебном процессе должны быть элементы исследовательского поиска. Исследовательские технологии дают возможность создать проблемные ситуации и повышают самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение знаниями, навыками, умениями.

         Применение проектных технологий на занятиях изобразительным искусством позволяет вовлекать обучающегося в активный познавательный и творческий процесс, направлять полученные знания и умения на решение определенной проблемы. Примеры проектов для обучения изобразительному искусству: «Вернисаж» (организации выставок), «Новогодний маскарад» (создание костюмов и масок), «Как нельзя вести себя в музее» (серия плакатов), «Мой мир» (проект оформления стены дома) и т. д.

        Для оценивания достижений обучающихся, наряду с традиционными формами (обсуждение и анализ работ, проверочные карточки, викторины, олимпиады), предлагается использовать технологии оценивания достижений. К этим технологиям относится создание портфолио. Одна из целей портфолио – представить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом, отследить индивидуальный прогресс ученика. Варианты технологии: портфолио документов, портфолио творческих работ, портфолио отзывов. Для подведения итогов художественной деятельности в конце занятия целесообразно использовать итоговую рефлексию. Рефлексия помогает определить личный уровень продвижения каждого ученика, предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, может служить Все перечисленные технологии направлены на активизацию мышления и деятельности учащихся на занятиях ИЗО. В своей диссертации Т. В. Калинина "Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства" предлагает использовать педагогические технологии, нацеленные на развитие художественного восприятия детей.                       Важным условием развития художественного восприятия является необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного. Поэтому Т. В. Калинина разрабатывает педагогические технологии на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства. В основе данных технологий лежит концептуальная модель развития художественного восприятия в период детства, основанная на принципах диалога ребенка с самим собой (Я – Я другой), с автором произведения (Я – Автор), с культурой (Я – Культура). Задается алгоритм «поступенного» движения от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке. Игры с элементами языка искусства создают условия для освоения детьми ритмической структуры художественного произведения как одного из кодов восприятия. Процесс освоения ребенком языка искусства, его выразительных возможностей, заданный этими технологиями, соответствует естественному процессу развития изобразительной функции детского рисунка (движению от манипуляции художественными материалами к угадыванию в следах своей деятельности конкретных форм реального мира, к сознательному созданию изображений). В результате применения данной технологии происходит последовательное изменение типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного до художественно- игрового и далее до художественно-коммуникативного.

для переосмысления стереотипов личного педагогического опыта.

 

         4. Личностно-ориентированные образовательные технологии

       

         Говоря об гуманитарных технологиях, нельзя сказать об личностно-ориентированных.

         Ее сущность состоит в том, что в центр всей образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

         Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

         Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

·                     гуманистической сущностью;

·       психотерапевтической направленностью;

·       ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

         В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

·       гуманно-личностные технологии;

·       технологии сотрудничества;

·       технологии свободного воспитания;

·       эзотерические технологии.

         В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании и поддержка.      Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

·       любить ребенка;

·       очеловечить среду, в которой он живет;

·       прожить в ребенке свое детство.

         Чтобы поддерживать ребенка, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.  

            Одним из важнейших аспектов современной системы образования, является построение образовательного процесса на учебном диалоге обучающегося иипедагога, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, обучающийся избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой организации занятий ИЗО является актуализация субъектного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ребенка, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

     На занятиях ИЗО надо инициировать субъектный опыт детей, развивать индивидуальные способности каждого ребенка. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества. И тогда педагоги, не услышим от детей фраз: «я не умею рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. так как ИЗО бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и самовыражаться на бумаге. В таких случаях и помогает личностно - ориентированный подход.

          

5. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях изобразительного искусства

 

         О том, что программы художественной направленности должны создавать условия для формирования и развития  художественной культуры, говорится достаточно долго и много. Но на протяжении 15-ти лет работы в ГОУ ДО ТО "Центре дополнительного образования детей" в качестве педагога дополнительного образования изобразительного искусства и методиста меня изначально занимали вопросы: как сделать занятия по изобразительному искусству более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

         Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия искусства, открывает новые возможности. В этом случае, педагогам на занятиях искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Многие педагоги общеобразовательных школ это давно применяют, но что касается дополнительного образования, здесь нужно желать лучшего.

         Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя.

         В случае интеграции занятий музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).

         С обучающимися 10 лет и старше интересно работать с мультимедийными презентациями.

         Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

         Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе занятия, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

         Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем занятий. Они помогают мне разнообразить их.

         Так, занятия-презентации можно широко использовать:

·       во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

·       при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Особенности культуры разных стран”, “Жанры изобразительного искусства”, “Виды изобразительного искусства”, “Музеи мира”, “Русское деревянное зодчество” и др.

        Очень интересен подход внедрения голографических технологий в процесс преподавания изобразительного искусства учителя СШ № 120 г. Екатеринбурга Л. Л. Банных. Понятие голографии – физическое. Оно означает рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях. Другими словами, обучение рассматривается как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания. Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: книги, средств массовой информации, научных данных, встреч со специалистами, произведения искусства. Л. Л. Банных применяет технологию творческого синтеза образовательных процессов. Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Он предлагает следующий алгоритм: 1) демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру народов различных эпох; 2) демонстрация предметов материальной культуры; 3) художественное изображение обучающимися предметов материальной культуры любого исторического периода; 4) творческая работа обучающихся: из различных по характеру, содержанию, форме предметов и символов материальной культуры разных эпох и народов создать собственную художественную композицию, содержащую определенный историко-эстетический смысл. Главная цель этой технологии – постижение учащимися художественного языка эпохи и формирование ее художественного образа.

 

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии

на занятиях по изобразительному искусству

 

         Проблема здоровья сейчас у всех наслуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

         Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

         Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью обучающихся и себе в том числе, и на своих занятиях, и в общей программе работы школы.

         Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

         В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

         Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

         В процессе занятий изобразительным искусством используются разные техники – это и некоторые виды монотипий, роспись керамики, лепка глиняной игрушки и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

         Лечение изобразительным искусством является – один из методов психологического раскрепощения людей. Оно развивает мелкие мышцы кистей рук обучающихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше. При процессе творчества не ограничивается фантазия ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях.

         Поэтому, с одной стороны, изобразительное искусство – это возможность для ребенка выразить свое “Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики. С другой стороны – это приобщение ребенка к нашей русской народной культуре.

         Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

         Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

         Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

         Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

         Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

         На занятиях, знакомящих детей с народной росписью, показывается ее красота – та всемогущая любовь к жизни, которая заложена в ней.

         Говоря об здоровьесберегающих технологиях, нельзя сказать и об подвижных играх.

Игровые формы, на занятиях могут быть разнообразными:

·                     подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);

·                     игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

         Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. 

         Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на занятиях изобразительного искусства. Тем и хорошо это занятие, что оно соединяет воедино многие искусства.

         Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

         Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

         Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

         Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

         Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

 

Заключение

 

         Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что инновационные технологии уже активно используются различными педагогами на практике.

         В современном образовательном процессе представлены самые разнообразные педагогические технологии, каждый автор привносит в педагогический процесс собственное индивидуальное решение, пытаясь переложить его на язык своего предмета.

         Творчество преподавателя при использовании педагогических технологий не может быть исключено, поскольку на реализацию технологии влияет множество переменных, связанных с особенностями учащихся, условий, в которых протекает процесс обучения, с самим предметом изучения. При использовании современных педагогических технологий ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, а его отношения с педагогом характеризуются как субъект - субъектные. Целью технологий является личностное развитие, саморазвитие, самореализация, самоопределение детей. Это самое важное, когда мы говорим о творческой самостоятельности, так необходимой на занятиях изобразительным искусством. Значит, используя личностно-ориентированные педагогические технологии, основанные на принципах диалогичности, педагог максимально способствует творческому развитию ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. Ведь главное условие креативного развития личности заключается в ней самой, в ее открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и свободе. Применение новых педагогических технологий поможет активизировать мышление и деятельность детей, развить художественное восприятие, обучить языку изобразительного искусства.

         Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у обучающихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Провсещение, 2006.

3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Просвещение, 1996.

4. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практ. психологии, 1999.

5. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для детей / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2006.

6. Соколова Е. Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно-педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. пособие. СПб.: Изд-во ФГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

7. Калинина Т. В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.

8. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

9. Интернет – ресурсы: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html, http://www.twirpx.com/file/26203/ 

10. Интернет – ресурсы: festival.1september.ru/articles/507720/

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Anna | Теги: занятия изобразительного искусства, Педагогика, технологии обучения, изо
Просмотров: 4676 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz