Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Учебно-методическое пособие "Упражнения для развития мелкой моторики рук детей от 4 до 7 лет"
21.10.2015, 19:00

1. Развитие и коррекция ручной моторики

для детей дошкольного возраста

 

Для младших детей (с 4 лет) целесообразно начинать разминки с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнение сопровождается чтением стихов. (Все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.)

 

  1. «Осы»

Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые одновременно со­вершают вращательные движения.

 

  1. «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.       

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

3. «В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.   

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

(кулаки стучат друг о друга).

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

         Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Это уже более сложные движения.

 

4. «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.  

 

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

 

5. «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

А вторые — догонять,

Третьи пальчики — бегом,

А четвертые—пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.  

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

(движение средних пальцев в быстром темпе).

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

(стук кулаками по поверхности стола).

 

 

6. «Человечки»

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.      

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

(Повторить несколько раз.)

 

 

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия:

6. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.      

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

 

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:

 

7. «Замок»

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И — открыли!   

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

(повторение движений).

(пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону).

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

 

8. «Дом и ворота»

На поляне дом стоит

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.  

(«дом»).

(«ворота»).

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

( «дом»).

 

9. «В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом.        

(«стол»).

(«стул»).

(«бочонки» обеими руками).

(«дом»).

 

Некоторые упражнения связаны с изображением растений:

 

10. «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.       

(«цветок с закрытыми лепестками»).

(развести пальцы рук).

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).

(«корни»).

 

Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

 

11. «Зайцы»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.  

(«зайчик» правой рукой).

(«дерево» правой рукой).

(«дерево» левой рукой).

(«зайчик» левой рукой).

 

 

12. «Козы»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

Колокольчиком звенит.       

(«коза» правой рукой).

(«коза» левой рукой).

(«колоколь чик»).

 

 

 

13. «Птички»

Птички полетели,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.       

(«птички»).

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

(«деревья»).

(«птички»).

 

14. «Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет,

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

(«кошка» правой рукой).

 (левой ладонью машем у основания правой кисти).

 («ворота»).

 («собаки» обеими руками).

 

 

                                       15.«Улитка»

Две улитки на дорожке,

Вверх торчат смешные рожки.     

(«улитки» обеими руками).

 

 

 

16. «Мостик»

Над бурливою рекой

Мост построим мы такой:

Люди по нему пройдут

И лошадок поведут.   

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).

(«мост»).

(«человечек» идет).

(«лошадь»).

 

 

 

                                17. «Лягушка»

Две лягушки на дорожке,

И у них озябли ножки.        

(«лягушки» обеими руками).

 

 

 

 18. «Щука»

В пруд купаться не пойду —

Щука плавает в пруду.        

(«щука»).

 

 

 

 

                                               19. «Мышь»

Тихо в доме,

Спит малыш.

Под полом скребется мышь.         

(«дом»).

(«мышь»).

 

 

 

20. «Курица, петух и лебедь»

Петушок зерно клюет,

Курица к нему идёт.

Лебедь, стоя за малиной,

Машет шеей лебединой.      

(«петух» левой рукой).

(«корица» правой рукой).

(«лебедь» левой рукой).

 

 

 

21. «Щука, коза и лягушка»

Щука может обитать в пруду,

А козу пасут на берегу

Лишь лягушке хорошо везде:

На земле, в болоте и воде.   

(«щука» левой рукой).

(«коза»).

(«лягушка»).

(несогласованные движенья пальцами обеих рук)

 

22. «Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

Человеку пройти этот путь нелегко,

Только корни двух елей однажды сплелись,

Будто дерева два навсегда обнялись.    

(«деревья» обеими руками).

(«человечек» левой рукой).

(«корни»).

(«деревья»).

 

23. «Пёс и лошадь»

Бежала лошадь по дороге,

Ей пес дворовый прыгнул в ноги,

Залаял громко пёс пугливый,

А лошадь лишь тряхнула гривой!        

(«лошадь»).

(«собака»).

(«собака», «открывающая пасть»).

(«лошадь», двигающая «головой»).

 

 

 

2. Развитие и коррекция ручной моторики

для детей школьного возраста

( от 6 лет и старше)

 

Для детей школьного возраста уместно применять физкультминутки более сложного характера, т.е. длинее по стихотворному сложению и интереснее по сюжету.

 

1. «Апельсин»

Начиная с мизинца,  загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для кота,

Эта долька — для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку — кожура.

2. «Братья-ленивцы»

Спят в избушке пятеро братьев.

Ладонь лежит на столе.

Утром проснулся брат старший,

Потянулся, а самому вставать лень.

Большой палец тянется вверх (остальные плот­но лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.

Брат-указка проснулся, потянулся. Вверх тянется указательный палец. Стал будить брата-середку:

—  Вставай, середка, утро на дворе! А сам — в кровать.

Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.

Потянулся брат-середка, поглядел —

И впрямь вставать пора!

Поднимается средний палец.

Разбудил второго братца-указку:

—  Ну-ка, брат, поднимай семью! А сам досыпать улегся.

Стучит по безымянному и ложится на стол.

Трудней всех братцу-ленивцу вставать,

Трудней всех потянуться.

Безымянный палец с усилием тянется вверх.

 Будит он брата младшего:

— Мизинчик, подними всех!

Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.

Проснулся мизинчик, потянулся...

Мизинец тянется вверх.

Да как закричит:

—  Вставайте, братцы! Пора за дело браться!

Мизинец в такт словам барабанит по столу.

 Разбудил брата четвертого, самого ленивого. А сам под одеяло.

Мизинец ложится на стол.

Тут все братья и проснулись.

Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.

 

3. «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены

друг к другу, большие пальцы вверх.

Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук

(крыша домика).

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с

большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний.

Называемые  пальцы   поочередно  соединяются

с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик-малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только ми­зинцы.

Постучался о порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулач­ками друг о друга. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обе­их руках.

 

4. «Мы учимся письму»

Мы учимся письму. Для чего? И почему?

Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков,

Указательные пальцы обеих рук рисуют в воз­духе крючки. Из кружков, из кружков Пальцы рук складываются колечками.

 Сможем буквы написать.

Имитация в воздухе движений, как при письме.

Если будем мы стараться — Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их так встряхнем

И опять писать начнем!

Энергичное встряхивание кистей рук.

 

5. «Дружба»

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в за­мок.

Мы с тобой подружим, Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять — Мы закончили считать. Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.

 

6. «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками дви­гаются по столу. А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательными

пальцами.

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые пешком, Медленное движение безымянных пальцев по по­верхности стола.

Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.                              

И в конце пути упал. Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

 

7. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующее посыпание со­лью из щепотки. Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

 Уф, устали! Энергичное встряхивание обеих рук.

 

8. «Дружные пальчики»

По ходу стихотворного текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.

Этот пальчик маленький —

Мизинчик удаленький.

Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.                               

9. «Мышки-шалунишки»

Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладоня­ми, выражая озабоченность, после чего подпира­ют щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик обеими ладонями изображается острая крыша; стол правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху; скамей­ка одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны, пальцами вверх; стул правая рука сжимает­ся в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф кулаки кладутся друг на друга. Слова «лакомиться» и «ловить» сопровож­даются соответствующими движениями.

В нашем маленьком домишке

Появились мышки,

Так и шмыгают кругом —

Все по кухне кувырком.

То топочут за столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на шкаф залезут мышки,

То на стуле шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они — шмыг — под кровать!

 

10. «Этот пальчик»

Поднять левую руку ладонью к себе и в соот­ветствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,                 

Братиков не разбуди...

Встали пальчики, ура!                         

На прогулку им пора.

11. «Ладошки»

Педагог задает вопрос:

— Где ваши ладошки?

— Тут-тут-тут!

Дети показывают руки, сложенные в кулачки

А в ладошках пальчики живут!

Раскрывают кулачки и показывают пальчики движении.

Пальчики трудились,

Не ленились,

Лепили-лепили,                                                 

Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитация лепки.

Рисовали,

Имитация рисования

Строили-строили,

Имитация строительных движений, например укладывания кирпича. Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали!

Встряхивание кистями рук, расслабление паль­цев.

 

12. «Алые цветы»

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются,   производятся   плав­ные  покачивания  кистями рук,  затем  паль­цы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания го­ловкой цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

 

13. «Пять малышей»

Один малыш качается в саду,

Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели. Два малыша купаются в пруду,

Показать два пальца и затем руками имитиро­вать движения пловцов.

Три малыша ползут к дверям в квартире,

Показать три пальца и имитировать движения ползания.

А в эту дверь стучат уже четыре.

Показать четыре пальца и имитировать стук в дверь.

С пятью другими также все в порядке:

Показать все пальцы другой руки.

Им весело, они играют в прятки.

Закрыть обеими руками лицо «спрятаться».

 Где притаились — ясно и ежу,

Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты, («ёж»).

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть одной рукой глаза.

 «Один, два три... два, три, четыре, пять...

 Считать и одновременно показывать необходи­мое количество пальцев на руке.

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Указательный  палец  поднят  вверх «преду­преждение», затем имитация «подкрадывания».

14. «Зайчик и волк»

В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.

Указательный и средний пальцы обеих рук под­няты вверх это ушки; оставшиеся пальцы со­браны в кулак туловище.

Как-то утром зайчата взяли свои любимые бара­баны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить.

Согнутые мизинец и безымянный палочки ба­рабана ударяют в подушечку большого паль­ца в барабан. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу.

И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.

Сложить вместе ладони обеих рук; большие пря­мые пальцы развести в стороны это уши вол­ка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались это лоб волка.

Услышал он шум и выскочил на полянку.

Плотно сгруппированные прямые средний и безымянный пальцы это нос волка; два прижатых друг к другу мизинца отходят вниз это пасть волка.

Волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.

Все пальцы шевелятся.

Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе — спрятались, только ушки мелко-мелко дрожат от страха.

Дети прижимают кулачки («зайчиков») к гру­ди, их «ушки» выполняют мелкие колебатель­ные движения дрожат.

Растерялся волк. «Где же зайцы? Они только что были здесь и вдруг исчезли. Ох и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Най­ду на вас управу!» — прорычал свои угрозы и побрел в лес.

Только волк исчез, зайчата выскочили, и забы­ли свои страхи, и стали смеяться друг над дру­гом. Один говорит:

— Ты так испугался волка, что у тебя ушки кла­нялись до земли!

— Нет! — говорит другой. — Мои ушки не кланя­лись, а вот твои ушки приседали от страха. Эти и другие движения один из «зайцев» пока­зывает, а второй как бы машинально начинает повторять, но, спохватившись, тут же опровер­гает наветы и приводит доказательства для изобличения товарища.

— Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!

— Нет уж, мои ушки не прятались друг за друж­ку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху вниз и снизу вверх!

— Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!

И так зайцы расшалились,  раскричались,  что встали на уши и пошли домой на ушках. Вышла мама и говорит:

— Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка быстро чистите лапками свои ушки!

Стали зайцы лапками чистить свои ушки.

— Ну-ка я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше   не   шалили.   Возьмите   свои   барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!

 

15. «Сказка про зайчика»

 

Педагогу предлагается в ходе этой пальчиковой игры передать инициативу в подборе движений детям, которые в зависимости от содержания стихотворного  текста  выполняют  соответ­ствующие движения.

Девочки и мальчики,

Разомнем-ка пальчики.

Чтоб скорее их размять,

Надо сказку показать.

Пусть покажут пальчики

Сказку нам про зайчика.

У зайки ушки на макушке,

Он сидит в своей избушке.

Смотрит он в окно — не идет ли кто.

Под окном собачка лает

И ушами шевелит,

Глазками она моргает,

Домик зайки сторожит.

В гости к зайкиной избушке

Скачут быстрые зверушки:

Две подружки-говорушки,

Две зеленые лягушки;

Скачет козлик бородатый,

Рядом с ним — олень рогатый,

И несут в подарок зайке

Барабан и балалайку.

Тренди-бренди, балалайка,

Получай подарок, зайка!

В этой маленькой избушке

Поместились все зверушки:

Сам хозяин — зайка —

Быстрый попрыгайка;

Две подружки-говорушки,

Две зеленые лягушки;

Серый козлик бородатый

И большой олень рогатый.

Тесно в зайкиной избушке —

Надо выйти погулять.               

Разбежались все зверушки,

Ну, попробуй их догнать.

Долго, долго мы бежали,

Но зверушек не догнали.

Хоть и очень все устали,

Зато пальчики размяли.

Стали наши пальчики

Ловкие, как зайчики,

Ловкие, послушные,

Всем нам очень нужные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Педагогика, 2001;
  2. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательных школ / Е.А. Екжанова, О.А, Фроликова. – СПб.: КАРО, 2007;
  3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в наших руках. / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: Новая школа, 2001;
  4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах (Серия «Мир вашего ребенка») / Т.Б. Мазепина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003;
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. — М.: ЭКСПО, 2000.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Anna | Теги: упражнения для рук, дети дошкольники, развитие мелкой моторики, моторика рук
Просмотров: 688 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz