Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование и эффективность метапредметного подхода в обучении детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству

"Использование и эффективность метапредметного подхода в обучении детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству"

Березиной Анны Михайловны,

педагога дополнительного образования объединения "Изостудия "Цвета радуги", методиста

 

            Изменения, которые происходят в обществе определяют вызовы к сфере образования. Среди них — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сегодня мы имеем слабые представления. Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в середине начавшегося века и далее, будут жить в мире, который нам трудно сегодня представить. Однако нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность – это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не «сундук с традициями», а живое, растущее древо, то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта. Сегодня смысл образования понят как развитие личности учащегося на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьника, его способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. То есть задача состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира.  

            Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования. И на занятиях художественного направления в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области "Центр дополнительного образования детей" я, как педагог дополнительного образования, имею возможность создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость и не заменимы в современном мире, так как художественное развитие предполагает в качестве результата развитие базовых способностей ребенка, то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учащихся. Это очень важно сегодня, когда от детей требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, так называемым процессом мыследеятельности. Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей. Поэтому вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе изобразительной и декоративной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства. В качестве учебных действий на занятиях по изобразительного и декоративно-прикладного искусства следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, коллективные походы на экскурсии, оформление праздников и др.

Ориентация на развитие у детей таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения определяет специфику метапредметной интеграции. Поэтому метапредметный подход - это еще очень хорошее знание своей деятельности, что, собственно, и позволяет правильно пересобирать обучающий материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

Важнейшей задачей преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на мой взгляд, является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Кроме получения теоретических знаний и развития практических умений, ребенок развивает эстетический вкус, творческое восприятие мира.

Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют занятия художественной направленности, в том числе и изобразительное искусство. Занятия изобразительным искусством не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

При интеграции занятий изобразительного и декоративно-прикладного искусства происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения обучающих и воспитательных задач, уплотнение количества информации на занятии и мыслительной деятельности учащихся по усвоению этой информации. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок, если установит интегрированные связи между различными предметами и видами искусства.

 

Список литературы:

  1. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.

2. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с. 119-120.

3. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы .

4. Логинова С. А. Метапредметные связи на уроках эстетического цикла// http://www.samson-corp.ru/Developments/MM22/mm22-03.pdf

5. Титаева Н.В. Системно-деятельностный подход в формировании метапредметных компетенций в предмете «Изобразительное искусство// http://infourok.ru/sistemno-eyatelnostnyy_podhod_v_formirovanii_metapredmetnyh_kompetenciy_v_predmete-576743.htm

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Anna (15.03.2016) | Автор: Анна E W
Просмотров: 1190 | Теги: метапредметные понятия, изо, изобразительное искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz