Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности методики преподавания и воспитания при обучении написанию пейзажей в изостудии « Цвета радуги»

Природа — неиссякаемый и вечный источник красоты.   К. Д. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние природы на человека. Он восторженно писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля; а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

 Содержание программы «Страна художников» изостудии «Цвета радуги» ГОУ ДОД ТО «ОЦРТДиЮ» непосредственно связано с изображением природы.

Уже с 1 года обучения в изостудии отношение к природе обогащается отображением  ее в художественных образах. Овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

На занятиях изобразительным искусством при написании пейзажей реализуются  в полной мере задачи экологического воспитания подрастающего  поколения и формирования зрительного восприятия природных образов. Обучающиеся изображают природу в отдельных ее проявлениях и поэтому постепенно открывают ее сокровенный смысл.

 Педагоги, занимающиеся изобразительным искусством, прекрасно знают, что законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство. Однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.

К основным формам и явлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух и свет. Изучение элементов пейзажа помогает обучающимся лучше узнать природу, почувствовать ее хрупкость и уникальность. Отсюда главная задача педагога - через изучение и написание пейзажа привить любовь к природе и сформировать бережное отношение к ней.

 Как показали наблюдения в начале учебного года за детьми 1 года обучения в изостудии, девяносто процентов рисуют деревья таким образом: зеленая лепешка кроны вокруг перевернутой морковки, изображающей ствол, который виден от корней до верхушки. Хотя выразительность детского рисунка — самостоятельное качество, не зависящее от умения ребенка, данный стандарт в изображении деревьев зачастую сводит на нет очарование природой. Впрочем, ситуация поправима. Поэтому провожу объяснение: ствол дерева виден полностью лишь тогда, когда вся листва облетела, а летом его скрывают ветки с листьями.

Достаточно обратить внимание ребенка на то, что:

- ствол скрыт за листвой и виден не полностью;

- зеленая крона разнообразна по тону и цвету, так как листья находятся под разным углом по отношению к свету и, следовательно, освещены по-разному;

- листьев много, они дрожат от малейшего ветерка.

Дрожание листвы можно передать с помощью различных средств и приемов:

- крупным и мелким мазком;

- «приманиванием» кистью;

- «протаптыванием» бумаги кусочком поролона, на который набрано немного смешанной
на палитре краски;

- рисованием кончиком черенка кисти или круглым мазком.

 Изучая тему «Времена года» (1 год обучения), дети учатся изображать  данными приемами различные виды деревьев в разные времена года. Сначала изображаются отдельные участки кроны дерева, а затем в промежутках между ними рисуются ствол и ветки.

При работе рисовальную кисть необходимо держать вертикально, касаться ее кончиком листа бумаги и вести кисть вниз, усиливая нажим,— получится ствол. Ветки — это те же стволики, но меньшего размера и расположены наклонно по отношению к стволу. Когда ребенок добьется качественного изображения стволов и веток, рисуем их как единое целое и добавляем более тонкие веточки.

Это задание учит ребенка регулировать степень нажатия на кисть (не следует нажимать слишком сильно, чтобы внизу мазок не расширялся), и тогда ветки не будут сужаться на месте стыка со стволом и расширяться на конце.

Так рисование деревьев знакомит с различными видами мазков: круглые - зима, мелкие - осень, кончиком кисти - весна, примакиванием - лето.

Рисуя работу «Зима. Лес», дети осваивают изображение дальних и ближних предметов, изобразительные свойства гуаши. Сначала прокрывается фон (небо и сугробы), пишутся деревья на заднем и переднем планах. Ребенку очень важно объяснить, что дальнее дерево будет изображаться выше и меньше размером, чем переднее, - таковы законы перспективы. Полукруглыми мазками показать снежные шапки на ветках. В конце работы можно написать и падающий снег:

- рисуем снежинки кистью, мелкими быстрыми мазками;

- наносим снежинки точками с помощью черенка кисти;

- набрызгами щетинистой кистью.

            Таким образом можно написать зимний пейзаж в цвете, но пускай ребенок выберет для себя ту или иную технику исполнения снега.

 Не следует забывать, что существует еще и графика, когда используются только черный и белый цвета, а рисунок создается линией.

В практической работе «Ночь» (1 год обучения) обучающиеся изображают небо, снег, дерево черным в графике - черным фломастером или маркером, создавая различные тона линиями. Большинство детей изображают зимний пейзаж так: белое небо, черные снежинки. Но ведь снежинки белые, а земля и деревья прикрыты снегом. Как это показать в графике? – задаю проблемный вопрос. Находим вместе ответ.  Делаем открытие, очень просто: там, где лежит снег, оставить бумагу белой. Но при этом будет нелегко разобраться, где снег, где небо.

Попытаемся изобразить ночь - заштрихуем горизонтальными штрихами небо черным фломастером, а чтобы ветки не слились, сделаем их светлее или темнее по тону.

На 2 и 3 годах обучения идут более усложненные задания «Осень. Листопад», «Весна», где изображается уже полный пейзаж с 2-3 деревьями, травой, кустами, при этом изучается техника акварели.

На 4 году обучения и далее обучающиеся изучают уже линейную, воздушную перспективы (графические композиции «Речные просторы», «Поля озимые», пишут пейзажи на заданные темы и по произведениям поэтов и писателей. При этом не упускают живописные изменения времен года, времени суток, вводят в пейзаж животных и людей (задания «Ночь», «Ветер», композиция в пейзаже).

На последнем году обучения обучающиеся изостудии «Цвета радуги» с удовольствием выбирают пейзаж как жанр изобразительного искусства для выполнения и защиты выпускной итоговой  работы (творческий проект).

Для обучения детей написанию пейзажа особую роль играют экскурсии, пленер.  Пленер дает возможность детям воспринимать и наблюдать явления природы в естественной обстановке, что оказывает огромное эстетическое воздействие, расширяет кругозор, формирует образное мышление, воспитывает любовь к природе.

В ходе экскурсии  в лес, парк педагог отмечает, что природа является основным ис­точником вдохновения, без любви и уважения к природе, без ее глубокого изучения, невозможно создать истинное произведение искусства.

Все, что дети увидят во время экскурсии в художественный музей и на что обратит их внимание педагог, вызывает глубокое эстетическое переживание и, следовательно, содействует развитию художественного восприятия окружающего мира и пониманию произведений искусства.

Для того чтобы экскурсия прошла увлекательно, предлагаю детям, например, найти как можно больше общих черт у дерева и листа, ствола и его веточки; объяснить, почему на стволе у березы черные точки; попросить найти коряги и ветки, похожие на животных. Все это заставит детей внимательно проанализировать формы растений,  установить метапредметные связи, расширить и углубить их знания, а маленькие самостоятельные открытия, сделанные во время экскурсии, останутся в памяти на всю жизнь.

Внимание обучающихся старшего возраста следует обратить на многообразие и гармонию цвета, на изменение цвета листвы и травы в зависимости от освещения, попросить их дать объяснения явлениям природы, а также поговорить с ними о том, что такое перспектива в художественном произведении.

Во время экскурсии полезно сделать зарисовки деревьев, кустов — собранный материал послужит для дальнейшей работы над композицией.

Выразительные особенности природных явлений не только воспринимаются, но и отражаются в изобразительной деятельности детей. Изучая основы живописи, рисунка, композиции на основе природы, ребенок начинает сознавать ее уникальность и  неповторимость. А видение многозначности красоты окружающего мира — прямой путь к формированию у детей любви к природе.

 

Березина Анна Михайловна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества».

Адрес учреждения: Россия, 300041, г. Тула, ул. Путейская, д.9, тел.: 8(4872)31-60-14, 31-63-84

Категория: Мои статьи | Добавил: Anna (06.02.2015) | Автор: Березина Анна Михайловна E
Просмотров: 1024 | Теги: дополнительное образование, занятия по изобразительному искусст, изо, изучение природы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz